Главная

Факультет

БАКАЛАВРИАТ

Магистратура

Программы MBA

Повышение квалификации

1872649162468912646126416248912nasibyan.jpg

Декан Факультета финансов и банковского дела Седа Саркисовна Насибян дала интервью одному из крупнейших российских интернет-порталов бизнес-образования Begin.ru 

– Какие вы видите вызовы современному финансовому образованию и какие ключевые факторы определяют вектор образовательных программ для специалистов финансового рынка?

Финансовая профессия претерпевает существенные изменения под воздействием четвертой промышленной революции, обусловившей цифровизацию различных сфер нашей жизни. Использование статистических приемов сбора, обработки и систематизации данных, традиционных методов составления электронных таблиц или использование Business Intelligence недостаточно будет для составления успешных прогнозов. Рост объема информации и потребность в анализе больших данных Big Data обусловили переход на машинное обучение. Это серьезный вызов современному образованию, в том числе, финансовому. Сегодня уже определены и утверждены Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка (СПКФР) ключевые цифровые компетенции.

Несмотря на полезность цифровых систем внедрение новых технологий связано с рисками, сложностью, ответственностью за принятие решений, выбора бизнес-стратегии развития. Возросла потребность в риск-менеджерах. Необходимым условием минимизации рисков становится установление между участниками партнерских соглашений по ресурсному обеспечению новых экосистем, формированию новых стандартов и норм, новых методов работ. От способности финансистов принимать решения об инвестициях в технологии, выбора платформ, адаптации организационных структур к новым условиям, обеспечения безопасности будет зависеть доверие к инновациям.

– Какие специалисты с какими компетенциями будут востребованы?

– Уже в ближайшем трансформационном периоде многие профессии окажутся невостребованы. В изменяющихся условиях возрастает роль системного лидерства, включающего инновации по трем направлениям: технологического, управленческого и лидерства в формировании ценностей. Все три направления основаны на цифровых системах, а значит, использовании математики, криптографии, компьютерных технологий, теории игр, более глубокие знания в финансовой инженерии с опорой на математическую статистику, программирование и машинную обработку, умение работать с Big Data. Любая инновация, основанная на общечеловеческих ценностях, заслуживает внимания. Любая новая образовательная программа должна соответствовать принципам глобальной этики.

Такая трансформация мировоззрения происходит в мире. Подтверждением тому являются: принятие на глобальном уровне этических принципов предпринимательства и ответственного лидерства. Степень доверия к бизнесу, его репутационный актив возрастает с предоставлением заинтересованным лицам интегрированной корпоративной отчетности, раскрывающей результаты финансовых и нефинансовых показателей, социально-ориентированную направленность политики компании.

Очевидно, что от создания условий и стимулов для разработки и реализации инновационных стратегий, проведения политики социально-ответственного инвестирования, формирования новых бизнес-моделей создания новых продуктов и новых услуг, обучения персонала для внедрения инноваций будет зависеть устойчивое развитие бизнеса, его деловая репутация, успех и доверие.

– Очень активно в обществе обсуждается вопрос соответствия выпускников ожиданиям работодателей. Хотелось бы обратить внимание и на то, что ожидания молодежи тоже меняются. Как гармонизировать ожидания тех и других?

– Сегодня тон развитию образовательных программ задает и молодежь нового поколения – поколения Y и Z, для которых наивысшей ценностью стала скорость изменений (5 лет и 2 года соответственно). Об этом свидетельствуют результаты исследований, проведенных Deloitte в 36 странах, в том числе в России. Действительно возросли требования не только работодателей к выпускникам, но и ожидания последних от работодателей. Это тоже вызов образованию, требующий в условиях динамичных изменений синхронизацию программ обучения для взрослых и молодежи.

Работа с молодежью нового поколения – поколения Y и Z показывает, что необходимым условием становится трансформация мировоззрения участников образовательного процесса: научных и бизнес-экспертов, консультантов, аналитиков, работодателей, преподавателей.

– Как на практике коллектив Факультета финансов и банковского дела решает эту задачу – синхронизации программ обучения для взрослых и молодежи?

– В структуре факультета создан Центр развития финансовых квалификаций и компетенций. Деятельность центра направлена на разработку и внедрение программ развития компетенций, которые в качестве дополнительных опций предлагаются обучающимся – бакалаврам, магистрам. И что очень ценно, ведется подготовка к сертификационным экзаменам в независимых международных и национальных центрах оценки квалификаций. Наличие сертификата подтверждает качество выпускника, повышает его конкурентоспособность. В случаях, когда выпускник планирует перейти на другую должность, как в своей, так и другой организации он выбирает программу подготовки (например, финансового аналитика, финансового консультанта, внутреннего аудитора, риск-менеджера и др.), сдает в ЦОК сертификационные экзамены, после успешной сдачи экзамена получает сертификат и может принять участие в конкурсе на занятие соответствующей должности.

Инструмент сертификации используется на факультете при подготовке финансистов начиная с 2013–2014 учебного года, когда мы стали участником Программы академического альянса с Microsoft (Microsoft Dynamics Academic Alliance – DynAA). Факультету был присвоен статус Premier Member, представители кафедр вошли в состав экспертного совета Microsoft Academic Alliance для Европы, Ближнего Востока и Африки и получили право консультировать компании Microsoft в целях совершенствования проекта DynAA, а в июле 2013 г. факультет принял участие в пилотном проекте сертификации Microsoft. С тех пор студенты, успешно прошедшие сертификационные экзамены, получают признаваемый документ, подтверждающий владение компетенциями в области использования современных IT-технологий.

– Какие программы развития для взрослых предлагает факультет?

Спектр программ дополнительного образования для взрослых весьма широк: от краткосрочных программ повышения квалификации до программ, по результатам успешного завершения которых присуждается дополнительная квалификация.

Факультет в своей деятельности руководствуется принципом непрерывного образования и ежегодно обновляет каталог обучающих программ. Под воздействием новых тенденций на образовательном рынке доминирующим станет принцип непрерывности образования с активизацией в обществе понимания самообучения, самотрансформации. Этому способствует развитие онлайн-обучения, интерес к которому возрастает. Результаты социологического опроса, проведенного в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая среда в РФ», показали позитивное отношение 87% студентов, внедрение онлайн-курсов поддерживают 80% преподавателей, 73% работодателей.

– Возвращаясь к вопросу о новых компетенциях в условиях цифровой трансформации практически во всех сферах экономики: можно ли назвать тренды в финансовом образовании?

– Темпы цифровой трансформации государственного, корпоративного и финансового секторов требуют ускорения разработки и согласования профессиональных и образовательных стандартов. В настоящее время модернизация обучающих программ с одной стороны, а также разработка принципиально новых образовательных программ с обязательным внедрением учебных модулей подготовки к последующей сертификации также ведется в этом направлении в Президентской Академии уже не первый год.

Четвертая промышленная революция очертила круг цифровых компетенций, основанных на четырех основополагающих принципах: техническая осуществимость, экологическая устойчивость, социальная приемлемость и предпочтительность для человека. Востребованными будут интеграторы знаний, владеющие компетенциями в области современных методов управления проектами (agile), организации творческой работы (дизайн-мышление), модернизации деятельности HR-менеджмента, этики и ответственных инноваций. Процесс развития цифровых компетенций ускоряется, а значит, работа по непрерывному обучению увеличивается. В связи с обозначенным ускорением в процессе обучения факультет предлагает студентам новые краткосрочные программы обучения. Ежемесячно на факультете ведутся мастер-классы ведущих и широко известных отечественных и зарубежных научных и бизнес-экспертов по одной из самых актуальных тем – блокчейн-технологиям. Это высоко ценят студенты. В настоящее время на факультете разработана учебная версия блокчейн-технологии для финансовых организаций. В ближайшее время начнем подготовку специалистов.

– О каких еще новых компетенциях, необходимых современному финансисту, можно говорить сегодня? На чем основаны инновационные образовательные программы?

– Прежде всего, хочу обратить внимание на то, что финансист в ближайшей перспективе становится интегратором знаний. Исследованиями профессиональных международных и национальных ассоциаций по развитию финансовых специальностей установлено, что в уже ближайшей перспективе к 2020 году:

  • востребованными будут финансисты, обладающие компетенциями в семи областях – предметных знаний (TEQ), опыта (XQ), интеллекта (IQ), знание цифровых технологий (DQ), креативности (CQ), эмоционального интеллекта (EQ), концептуального видения (VQ). Сочетание этих компетенций будет определяться конкретной специализацией, отражать организацию, отрасль, регион;
  • финансистам, бухгалтерам и аудиторам, применяющим стандарты МСФО (IFRS 9) потребуется глубокое понимание финансовой математики, использование математических методов и моделей.

Новые программы основаны на результатах исследований НИР фундаментального и прикладного характера.

 Факультет финансов и банковского дела РАНХиГС
Декан: Насибян Седа Саркисовна д.э.н., профессор
119571, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Тропарево-Никулино, пр-кт Вернадского, д. 82, стр. 1., офис 422
 
 
 

Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях

vk blue telegram zen yandex Мы в Rutube